АБСТРАКЦИОНИЗМ (начало 20 в.) - отказ от реалистического отражения предметов, крайний индивидуализм, поиск новых форм изобразительных решений в трансцендентном мире, в подсознании, внутреннем мире автора.
АВАНГАРДИЗМ (начало 20 в.) - течение, отрицающее существующие традиции в искусстве в пользу нового, передового, субъективного. Демократия на холсте.
АКАДЕМИЗМ (16 - 19 вв.) - искусство строго в рамках канона обучения в учебных заведениях, уход в светлое прошлое от недостойного настоящего, обращение к античности и Возрождению.
АМПИР (нач. 19 в.) - последняя стадия классицизма, тяжёлые архитектурные формы с богатым парадным убранством, демонстрация независимости и собственного достоинства.
АНДЕГРАУНД (16 - 20 вв.) - подпольное искусство.
АНТИЧНОСТЬ - четыре этапа исскусства Древней Греции и Древнего Рима: архаика (7 - 6 вв. до н.э., храмы с колоннами, атлеты), классика (5 - 4 вв. до н.э., Акрополь, храмы, в скульптурах - движение и страсть), эллинизм (3-1 вв. до н.э., культура Александрии, духовный мир человека), римское искусство (8 в. до н.э. - 5 в. н.э., сульптурный портрет, статуи, высокий уровень архитектуры и инженерной мысли).
БАРОККО (конец 16 - середина 18 вв.) -раскрепощённость, пышный декор фасадов и интерьеров, грациозность и эзотерическая витиеватость форм в противовес феодальной замкнутости и простоте, новый расцвет религиозных тенденций.
БРУТАЛИЗМ  (20 в.) - естественные грубые формы материала напоказ (в архитектуре).
ВОЗРОЖДЕНИЕ    (Ренессанс,  14 - 16 вв.) - период искусства, для  которого характерны:  обращение к античности        (возрождение);        гуманистические настроения;      реализм      и      светский      характер изображения совершенного религиозного человека, живущего в гармонии с природой; монументальность и соразмерность светских строений; пространственная и         световая         наполненнсть         изображений; индивидуальное совершенство художника-мастера.
ГИПЕРРЕАЛИЗМ    (70-е гды 20 в.) - сверхреализм, почти натурализм,  направленный на привлечение внимания зрителя и увод его воображения в мир иллюзии и использующий фото,  муляж, реальные предметы и пр.
ГОТИКА (12 - 15 вв.) - искусство феодального фундаментализма, отвечающее требованиям эпохи, и отвоёванных на то время свобод. Особенности архитектуры соборов и ратуш: каркас, устремлённый ввысь; многоцветные витражи ("роза" на фасаде); стрельчатые окна и порталы; ветхозаветные фигуры на фасадах; резьба по камню, эмаль, металл, дерево. В работах художников: рыцарские сцены, эпос, придворная жизнь, лирика.
ДАДАИЗМ (первая треть 20 в.) - работы художника "под детскость", протест интеллигенции против милитаризма, вообще, и против 1-ой мировой войны, в частности. Форма протеста лицемерию: набор бессмысленностей, детские шалости.
ИМПРЕССИОНИЗМ (кон. 19 в. - нач. 20 в.) - живой мир света и цвета, мимолётное впечатление, утончённое восприятие жизни, переданное на холсте или в скульптуре.
КИТЧ (кон. 20 в.) - имитация искусства, массовая культура, подаваемая с расчётом на внешний эффект, вид бизнеса.
КЛАССИЦИЗМ (17 в. - нач. 19 в.) - искусство новой интеллегенции и нарождающеся массы буржуа, принявших за основу античность, но с внесёнными в неё идеями: сначала - поддержки абсолютной власти; позднее - протест против тирании. Изысканное спокойствие и ясность форм, симметрия и уравновешенность, мотивы римской классики.

КОНСТРУКТИВИЗМ (20-е годы 20 в.) - направление в советской архитектуре, основанное на необходимости и функциональной оправданности.
КУБИЗМ (нач. 20 в.) - начало модерна в искусстве, отбросившее всё надоевшее, всё правильное и слащавое и увидевшее вещи в облике простых предметов, разложенных на геометрические части в виде кубов, цилиндров и конусов.
МАНЬЕРИЗМ (16 в.) - направление в искусстве (портретное) как отражение кризиса уходящей эпохи Возрождения, хотя по формам (манерам) и схожее с ним, но передававшее уже возникшее напряжение в обществе.
МОДЕРН (кон. 19 в. - 20 в.) - стиль искусства, объединивший в себе направления, порвавшие с реализмом, с его ограниченными возможностями отвечать настроениям новых взглядов на мир (абстракционизм, дадаизм, кубизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм и т.п.). В архитектуре -эстетика строго индивидуальных циклопических комфортных сооружений; их сочетания с растительной   природой,   с   новыми   взглядами  на пластику и с новыми возможностями технологии.
НАТУРАЛИЗМ (последняя треть 19 в.) - направление в искусстве, подвергавшее увиденное рациональному изучению, точной передаче и лишавшее изображаемый предмет его поэтической и обобщающей составляющей.
НЕОИМПРЕССИОНИЗМ       (кон.    19   в.)   -   форма французского    импрессионизма,     использовавшая передачу света чистым цветом и мазками правильных форм взамен соцветий сложной гаммы.
НЕОКЛАССИЦИЗМ (19 в. - нач. 20 в.) - направление в   искусстве,    взявшее   за   форму   стилизованные античность,      Возрождение      и      классицизм      и противопоставившее себя агрессии новых течений.
ОРДЕРА  АРХИТЕКТУРНЫЕ - сочетание несущих и несомых строительных конструкций.
Дорический: колонна   с   вертикальными   желобами,   без   базы; капитель состоит из круглой подушки и толстой квадратной плиты. Ионический: стройная колонна с вертикальными желобами, с базой; капитель состоит из двух крупных завитков. Коринфский:  высокая стройная   колонна  с  вертикальными  желобами,   с базой,   с   пышной   нарядной  капителью.   Несомые конструкции    также    различны    (карниз,    фриз, архитрав, антаблемент и пр.).
ПОПАРТ (вторая пол. 20 в.) - искусство культа вещей (возникло на Британских островах и в Северной Америке) как протест против непонятного абстракционизма, как желание индивидуума выделиться из толпы, удивить всех своей нестандартностью, с применением для своих произведений предметов, что лежат под рукой.

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ (кон. 19 в. - нач. 20 в.) -модификация французского импрессионизма, основанная на снятии камерности и внедрении философской составляющей в отображение сиюминутного настроения.
ПРИМИТИВИЗМ (19 в. - 20 в.) - наивное искусство, стилизованное под детские поделки и рисунки, под лубок, под народное творчество, ещё не осквернённое цивилизацией.
ПРОТОРЕНЕССАНС      (13   в.,   Италия)   -   Раннее Возрождение,  первые антифеодальные настроения, первые реалистические светские мотивы в творчестве, начало проявления интереса к античному искусству.
ПСЕВДОГОТИКА    (18 в.  -  19 в.) -  архитектурные сооружения "под готику", поэтизация средневековья, с учётом современных и национальных особенностей.
ПУАНТИЛИЗМ (19 в. - 20 в.) - вид письма в живописи точками или мазками чистой краски и правильной формы  в  расчёте  на  общее  впечатление  (словом, мозаика).
РАЦИОНАЛИЗМ (20 в.) - направление а архитектуре, отвечающее    уровню    современных    технических потребностей и возможностей с учётом требований массового потребителя и унификации.
РЕАЛИЗМ (этапы:    Возрождение,    кон.    18    в.    -Просвещение, частично 19 в. и 20 в.) - объективное (в материалистическом     понимании     этого     слова) отражение действительности.
РЕНЕССАНС - см. Возрождение.
РОКОКО (1-я пол. 18 в.) - искусство изящного, прихотливого, интимного; искусство резных узоров и растительных гирлянд, лепных витиеватых форм и зеркал, уводящее в мир фантазии, в противовес повседневному грубому абсолютизму власти.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (10 - 12 вв.) - вид искусства замков, храмов (базилика) и монастырей, располагавшихся            на возвышенностях,
фундаментальных по конструктивным особенностям и торжественных по форме.
РОМАНТИЗМ (кон.18 в. - первая пол. 19 в.) -направление в искусстве, отражавшее разлад личного и общественного, возвышенного и земного, целительного     духа     природы     и         низменных
человеческих страстей, свободы и рабства, художника и толпы (антиклассицизм, ложная готика); искусство набиравшей силы буржуазии.
СИМВОЛИЗМ (кон. 19 в. - нач. 20 в.) - искусство неприятия реализма и отражения неустойчивой действительности при помощи символов, являвшихся из подсознания и запредельного мира;  стремление добраться до абсолюта; протест против буржуазного рационализма.
СОЦАРТ (20 в.) - искусство, основанное на социалистическом реализме, как форме общественного сознания, направленное на познание и созидание и увязывающее интересы возвышения личности в контексте с коллективными интересами и достижениями.
СУПРЕМАТИЗМ (нач. 20 в.) - сверхабстракционизм, вид абстракционизма, основанный на изображении простейших фигур на плоскости или наложением на плоскость объёмных тел; искусство суперглубоко скрытого смысла.
СЮРРЕАЛИЗМ (первая треть 20 в.) - сверхреализм, направление в искусстве отражения сверхвоображения (на грани интуиции и галлюцинаций); уход от рациональной логики, исключение всяческой законченности; изображение нереальных предметов и их сочетаний; бунтарство.
УРБАНИЗМ (20 в.) - направление в архитектуре с вектором на создание мегаполисов и на вызов чувств восхищения от созерцания их прелестей.
ФОВИЗМ (нач. 20 в.) - стиль французских живописцев, перекладывавших свои эмоции на полотна яркими красками под влиянием динамики воспринятого объекта; создание параллельной реальности.
ФОРМАЛИЗМ (20 в.) - торжество формы перед содержанием; искусство созерцания.
ФУНКЦИОНАЛИЗМ (20 в.) - архитектурный стиль строительства, предназаченный для точного соблюдения требований назначения объекта вплоть до схематизма и без учёта местных условий.
ФУТУРИЗМ (нач. 20 в.) - антиреализм, нигилизм и инфантилизм в искусстве, разрушитель традиций; неожиданность самовыражения, отсутствие точных целей.
ЭКСПРЕССИОНИЗМ (нач. 20 в.) - протестное искусство; преднамеренная деформация предмета изображения как способ самовыражения; борьба за личность против агрессии общества.

Москва ©2006 DVA

Отражение исторических событий в

живописи,скульптуре и архитектуре 18-20 веков.

 

Хостинг от uCoz