Концерт Фридриха II в Сан-Суси

Культурно-психологический портрет Фридриха Великого (1712-1786; годы правления – 1740-1786) немыслим без упоминания о художественных и музыкальных увлечениях прусского монарха. Артистические пристрастия Фридриха (в первую очередь – игра на флейте) затрагивали не только церемониальную сторону придворной жизни, но составляли одну из основ его государственной философии. Характер великого короля сложился в противоборстве с отцом, Фридрихом Вильгельмом I. Борьба за право на частную жизнь, включающую художественные и музыкальные занятия, была неотъемлемым элементом этого противостояния. В культурно-историческом плане конфликт отца и сына можно рассматривать как противоборство грубого и эксцентричного «барочного государя» и «просвещенного правителя», короля-менестреля, послужившего примером для многих других монархов Европы (в русской традиции: скрипка Александра I, флейта Николая I, кларнет Александра II, в какой-то мере – тромбон Александра III).Меценатскую деятельность Фридриха после прихода к власти вполне можно считать попыткой компенсировать аскезу, навязанную ему в правление отца: в Пруссии начинается расцвет оперного и симфонического искусства. Но служившие при дворе выдающиеся мастера эпохи, в т.ч. Карл Граун и Филипп Эмануэль Бах, не были оценены государем по достоинству. Не нашли достойного отклика попытки привлечь к себе высочайшее внимание, предпринятые ранее И.С. Бахом. Одной из причин этого равнодушия может служить привязанность Фридриха к искусству его придворного флейтиста Иоганна Иоахима Квантца – одного из крупнейших мастеров XVIII века. Квантц, который был старше Фридриха на 15 лет, игра которого на флейте произвела на Фридриха неизгладимое впечатление в отроческом возрасте (государствен­ный визит в Дрезден в 1728 г.), вполне мог претендовать на своего рода патерналистские отношения с молодым монархом. Квантц был единственным лицом в государстве, которому позволялось критиковать королевскую игру на флейте. Жалованье его было сопоставимо с доходами прусского премьер-министра, а предподносимые государю уроки считались делом государственной важности. Подлинным средоточием духовной жизни двора стали полузакрытые вечерние концерты в резиденциях монарха (ср. с известной парадной идиллией Менцеля «Концерт в Сан-Суси»), на которых исполнялась преимущественно музыка для флейты в исполнении как Квантца, так и самого короля. Общаясь с Квантцем, Фридрих стал не только виртуозом-исполнителем, но и ярким композитором, автором вполне оригинальных сочинений для любимого инструмента. Квантц платил своему сюзерену той же монетой: на вопрос падре Мартини, почему он до сих пор не совершил обязательную по тем временам поездку в Италию, музыкант ответил, что не может даже на краткое время оставить «свого обожаемого монарха». Около 300 концертов для флейты, струнных и генерал-баса, сочиненных Квантцем для Фридриха, десятки других сочиненй мастера – не только памятник «идеальным» отношениям монарха и художника, но и отпечаток определенного образа мира, с присущими этому образу представлениями о роли музыки в частной жизни и государственном устройстве.

Москва ©2006 DVA

Отражение исторических событий в

живописи,скульптуре и архитектуре 18-20 веков.

 

Хостинг от uCoz