Рабочий и колхозница.

Роберт Орожди родился в 1897 году в Венгрии. Во время Первой мировой войны его призвали в армию, где он через некоторое время совершил серьезный проступок, убив офицера, сделавшего ему мелкое замечание. Это случилось в Западной Буковине, на Украине. По приговору трибунала Орожди должны были расстрелять, но, на его счастье, русские войска пошли на прорыв (Брусиловский), и казаки захватили Орожди в плен.


Сергей Владимирович Каснер родился в 1912 году на Украине. Он рос в селе Белиловка, под Киевом, был обычным сельским подростком, поэтому у него была одна дорога – в сельхозтехникум.
Роберт Орожди сидел в плену во Владивостоке. Там он стал коммунистом, был завербован нашей разведкой и вскоре отправлен в Италию. В 1920 году он закончил Миланский автомобильный институт, работал на авиазаводе у Фраскини в Риме, учился в летной школе, которой руководил известный ас Бон Мартини. Вступив в итальянскую компартию, Орожди создал группу боевиков, которые уничтожали фашистских вождей. Штаб группы находился на вилле Руффо, где Роберт подружился с Борисом Иофаном, итальянцем по происхождению, в будущем известным советским архитектором. После провала группы Роберт Орожди был переправлен по документам Иофана в Советский Союз, где принял фамилию Бартини (от Бон Мартини).
Сергей Владимирович Каснер несколько лет работал агротехником, а потом поехал в Москву, поступать в институт. Но не удалось. Поработав грузчиком на молокозаводе, он пошел на строительство метрополитена добровольцем-проходчиком.

Роберта Бартини зачислили в опытно-конструкторскую лабораторию Чкаловского аэродрома, на незначительную должность фотограмметриста. Затем он руководил опытными полетами, был старшим инженером Черноморского флота, где стал писать труды по аэродинамике. В 1929 году Бартини создал бомбардировщик ТБ-1. На самолете ТБ «Страна Советов» был выполнен перелет Москва – Нью-Йорк. За эту работу он получил грамоту ЦК и был переведен в Москву.
Сергей Владимирович Каснер был на метрострое ударником труда, выполнял план на 300 процентов. Из выданной им на-гора породы можно было сложить небольшие горы. Тем не менее, он успевал заниматься фехтованием, борьбой, боксом.
Роберт Бартини и конструктор Петр Львов, который трудился под его началом, разработали первый стальной самолет «Сталь-6». В те годы в стране не хватало алюминия, а стали было сколько угодно. Для постройки самолета они придумали контактную сварку. На тот момент это была прогрессивная технология – обшивка из нержавеющей стали приваривалась к каркасу из черного металла (обычная сталь).
Когда скульптор Вера Мухина выиграла конкурс на создание памятника «Рабочий и колхозница», ей надо было найти натурщиков, конструктора и архитектора. На репетиции физкультурного парада в Парке культуры она увидела Сергея Владимировича Каснера, ехавшего на высоком постаменте с Серпом и Молотом в руках. Держать их ему помогала миловидная спортсменка. Мухина отобрала Каснера и девушку (ею оказалась откатчица Зоя Мухина, однофамилица скульптора) в качестве натурщиков. Одновременно она пригласила в творческий коллектив Петра Львова (конструктором) и Бориса Иофана (архитектором).

Для создания памятника Петр Львов предложил использовать технологию сварки швов в самолетах, изобретенную Робертом Бартини. Поэтому «Рабочий и колхозница» – это, по сути, два самолета. А их «руки» – это вообще фюзеляжи боевых машин. Однако нержавейка, приваренная к черному металлу, соединение недолгое. Что, в принципе, не нужно – боевой самолет, как считали конструкторы, и не должен жить долго. Поэтому и «Рабочий и колхозница» были созданы, чтобы «уйти из жизни» сразу после возвращения из Парижа, с Всемирной выставки 1937 года.
Однако монумент, по прибытии в Москву, был смонтирован вновь и простоял у ВДНХ еще 65 лет. Пока архитектор Вадим Церковников не демонтировал разрушающихся гигантов в прошлом году, чтобы воссоздать их заново. «Мне показалось, что я могу это сделать, – сказал «Городской зебре» Вадим Михайлович, – так как я был автором памятника из нержавеющей стали Ленину в Ленинабаде».
Роберт Бартини умер в 1974 году, следы Сергея Владимировича Каснера и Зои Мухиной давно потерялись. «Рабочий и колхозница» лежат в мастерской. По расчетам авторского коллектива проекта, реставрация обеспечит памятнику 150–200 лет «жизни».
Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» была собрана во дворе завода ЦНИИМАШ в декабре 1936 – апреле 1937 годов. На 28 железнодорожных платформах она была доставлена за три тыс. км – в Париж, для установки у советского павильона на Всемирной выставке. Монтаж с помощью деррик-крана занял 11 дней, и ко дню ее открытия, 25 мая 1937 года, «Рабочий и колхозница» вознеслись над городом на 35 метров.

Осенью 1937 года, после окончания выставки, скульптура была спешно и грубо демонтирована, небрежно перевезена в Москву. Почти все пластины оболочки получили рваные пробоины и вмятины. Неповрежденными остались только голова и рука мужской фигуры.
По возвращении из Парижа скульптура была установлена на постаменте высотой 10 метров. Вера Мухина презрительно называла его «пеньком». До своей смерти в 1953 году она боролась за другой постамент. Общая высота монумента составит 59 метров. Сам памятник будет возвышаться на 34,5 метра.
На месте памятника, до его возвращения, будет создан многофункциональный объект на четырех уровнях, площадью 65 тыс. кв. м. В него войдут гипермаркет, рестораны, кафе, кинозалы, боулинг, подземные автостоянки.

Оболочка «Рабочего и колхозницы» выполнена из нержавеющей хромоникелевой стали толщиной 0,5–2 мм (например, металл «ноги» – 1 мм, «юбки» – 2 мм, «подбородка мужской фигуры» – 2 мм, «уха» – 0,5 мм).
Оболочка памятника из стали сорта «Нерж-6» сохранилась хорошо – на ней обнаружена лишь поверхностная коррозия. Проблема с каркасом – эксперты признали его на 70–80 % остроаварийным.
После восстановления памятник будет возвышаться на 34,5 метра, как в Париже, вместо прежних десяти. Поскольку эстакада, которая появилась в районе ВВЦ, закрыла его, он как бы оказался «в яме», Церковников планирует выдвинуть его на 25–30 метров ближе к проспекту Мира.

 

Москва ©2006 DVA

Отражение исторических событий в

живописи,скульптуре и архитектуре 18-20 веков.

 

Хостинг от uCoz