История искусства не знает более крутого поворота от средневековья к
Новому времени, чем в России начала 18 столетия. Вплоть до начала
царствования Петра I могло казаться, что позднесредневековая
художественная система на Руси прочно властвует, а чужеземные
«фряжские затеи» растворяются в ней, как ручьи в море. И вдруг это море
ушло под землю и на обнажившемся дне стали со сказочной быстротой
произрастать совершенно новые побеги, так же как на берегах Невы «из
тьмы лесов, из топи блат» встала новая русская столица, вскоре ставшая
одним из красивейших городов мира.
В высоком расцвете русской живописи 19 века пейзажу принадлежит
выдающаяся роль. Завоевания и достижения русской пейзажной живописи 19
века имею мировое значение и непреходящую ценность. Образы природы,
созданные русскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру.
Замечательные достижения русской пейзажной живописи 19 века,
естественно, вызывают интерес к изучению ее истории, в том числе ее
истоков и этапов развития.
Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом,
охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в
прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-
политического строя.
Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху русского культурного
ренессанса начала века - одну «из самых утонченных эпох в истории русской
культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после
периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой
чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и
положительных и отрицательных. Никогда еще не были так сильны у нас всякого
рода прельщения и смешания. Вместе с тем русскими душами овладели
предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори,
но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир... Религиозные философы
проникались апокалиптическими настроениями. Пророчества о близящемся конце
мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение
конца старой, императорской России. Наш культурный ренессанс произошел в
предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся огромной войны и
огромной революции. Ничего устойчивого более не было. Исторические тела
расплавились. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое
состояние... В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха
пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и
обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и
искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были
открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли
чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение
жизни».
В эпоху культурного ренессанса произошел как бы «взрыв» во всех
областях культуры: не только в поэзии, но и в музыке; не только в
изобразительном искусстве, но и в театре... Россия того времени дала миру
огромное количество новых имен, идей, шедевров. Выходили журналы,
создавались различные кружки и Общества, устраивались диспуты и обсуждения,
возникали новые направления во всех областях культуры.