Эрмитажный театр
Театральные спектакли при царском дворе с XVIII в. стали традиционными и неизменно сопутствовали многим празднествам. В Зимнем дворце, в его юго-западной части, строится "Оперный дом", где давались представления для придворных.
Но в дальнейшем интересы императрицы были сосредоточены на проведении небольших собраний для избранного круга приближенных особ - "Малых эрмитажей", которые, как правило, сопровождались спектаклями и театральными представлениями, проводимыми в небольшом театральном зале, устроенном в 1776 г. в соседнем здании Большого Эрмитажа. Желающих попасть на эти представления было больше, чем мог вместить маленький и тесный театральный зал -таким образом необходимость создания Большого придворного театра стала очевидной
.
23 сентября 1783 г., Екатерина II собственноручно написала указ о строительстве на углу Зимней канавки и набережной Невы, на месте Зимнего дворца Петра I, Каменного театра "под надзиранием архитектора Кваренги", и, "чтобы оный к августу 1784 года отделан был". Заказ на проект нового придворного театра обрадовал Кваренги чрезвычайно.
Знакомство с творчеством выдающегося архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио, а также с театральными памятниками Рима и Помпей дало ему возможность осуществить свою мечту - создать театр в античном стиле.
Уже в конце августа 1784 г. были готовы зрительный зал и передняя часть сцены. Екатерине при осмотре театр в целом понравился, однако, возражение вызвали скамейки, на которых ей было неудобно сидеть в кринолине без опоры сзади, и размеры сцены показались слишком малы. До конца 1785 года в театре велись переделки, тогда же отделывался зрительный зал. Кроме амфитеатра в зале перед сценой был устроен небольшой партер, где ставились кресла для императрицы и ее приближенных. По сторонам сцены, внизу, размещались две небольшие ложи, одна из которых, как высший знак признательности, была предоставлена Кваренги в пожизненное пользование.
Здание Эрмитажного театра, строительство которого было завершено в 1789 году, принадлежит к лучшим произведениям Джакомо Кваренги. Его фасад со стороны набережной отличался изысканной простотой и четкостью архитектурных композиций. Здание членилось на два яруса: массивный рустованный цоколь и стройную коллонаду над ним, фланкированную ризалитами с декоративными статуями в нишах. Динамизм построения и гармоничность архитектурного решения Эрмитажного театра наиболее эффектно воспринимаются с угла, на изгибе набережной Невы. Сам зодчий, характеризуя свое творение, писал: "Я старался дать театру античный вид, согласуя его в то же время с современными требованиями... Он достаточно просторен для того, чтобы в нем можно было давать самые великолепные спектакли, и при этом он нисколько не уступает наиболее известным театрам.., на полукруглой форме амфитеатра я остановился по двум причинам. Во-первых, она наиболее удобна в зрительном отношении, а во-вторых, каждый из зрителей со своего места может видеть всех окружающих, что при полном зале дает очень приятное зрелище".
Стены зала облицованы искусственным мрамором и оформлены колоннами, капители которых украшены сценическими масками наподобие тех, какие архитектор находил при раскопках Помпеи. Стены облицованы искусственным мрамором. В неглубоких нишах установлены гипсовые скульптуры девяти муз и Аполлона, над ними помещены медальоны с профильными изображениями выдающихся драматургов.
Сцена, размер которой почти в два раза превышает площадь зала, отделена от него балюстрадой, за которой расположено еще несколько рядов скамей и две боковые ложи.
В екатерининское время зрительный зал, рассчитанный на 250 человек (с учетом кринолинов), редко заполнялся даже наполовину, разве что в дни "Больших Эрмитажей", когда во дворце устраивались костюмированные балы, всевозможные игры и танцы, и конечно же, спектакли. Но здесь также проводились так называемые театральные обеды для избранных,- тогда в амфитеатре накрывался большой овальный стол. Во время таких обедов обязательно шел какой-нибудь спектакль, а порою и два.
Почти весь европейский репертуар был показан на сцене Эрмитажного театра. Шли здесь также пьесы и музыкальные спектакли, написанные по либретто самой императрицы: оперы "Февей" и "Новгородский богатырь Боеславич", составленной "из сказки, песен русских и иных сочинений", пьесы "Начальное управление Олега" и "Храбрый и смелый витязь Архидеич", драма "Шаман сибирский", историческое подражание Шекспиру "Жизнь Рюрика". На долю оперы "Горе-богатырь Косометович" выпал наибольший успех, Екатерину особенно обрадовало известие, что великие князья поют всю эту оперу наизусть.
Желая способствовать развитию театрального искусства в России, Екатерина приглашает ко двору известнейших европейских композиторов, музыкантов, актеров, механиков и декораторов. С рождением Эрмитажного театра, который прошел путь от "Малых эрмитажных собраний" до профессионального театра, была воплощена в жизнь идея создания настоящей русской сцены.