Зимний дворец
Зимний дворец, по словам его создателя Франческо Бартоломео Растрелли, создавался " ...для одной славы всеросcийской" и должен был олицетворять величие и силу России, ставшей в середине XVIII века одной из самых значительных держав.
В царствование Елизаветы Петровны, веселой, беззаботной, но умевшей окружить себя способными и деятельными людьми, страна продолжала медленно, но безостановочно идти по пути, предопределенному Петром I. Энергия этой эпохи выплеснулась в грандиозном строительстве Петербурга, который в чаяниях Елизаветы должен был стать одной из самых блистательных столиц мира. Город украшается величественными зданиями Аничкова дворца, Никольского Морского собора, Владимирской церкви, Смольного собора, роскошными дворцами петербургской знати - Строгановых, Воронцовых, Шуваловых.
Одним из творцов нового образа Петербурга был архитектор великого дарования Франческо Бартоломео Растрелли. Именно ему императрица поручила создание новой зимней резиденции. В 1754 году был утвержден проект дворца. Его строительство продолжалось восемь долгих лет, которые пришлись на закат царствования Елизаветы Петровны и недолгое правление Петра III.Осенью 1763 года Екатерина.II возвращается после коронационных торжеств из Москвы в Петербург и становится полновластной хозяйкой нового дворца.
Постройка Зимнего дворца требовала огромных денег и громадного числа рабочих. Около 4 тысяч человек трудилось на этой строительной площадке. Здесь были собраны лучшие мастера со всей страны. В реестрах Канцелярии от строений значатся " добрые каменщики, плотники, кузнецы, слесари, столяры, к медным работам мастера литейщики и чеканщики, резчики, золотари по дереву, квадраторы и штукатуры, гончара". Шалаши, в которых жили рабочие, покрывали пространство, занимаемое сегодня Дворцовой площадью и Александровским садом. После окончания работ по возведению дворца генерал -полицмейстер Н.А. Корф предложил Петру.III разрешить жителям города растащить весь скопившейся перед дворцом хлам и строительный мусор. Это остроумное решение позволило в несколько часов очистить площадь, что казалось просто невероятным, и доставило удовольствие императору, который стоя у окна наблюдал как народ тащит все, что попадается под руку.
Зимний дворец поражает грандиозностью масштаба, богатством и разнообразием декора и вместе с тем цельностью и соразмерностью его частей. В этом сооружении получили наиболее полное выражение все черты творчества Растрелли, создателя стиля русского барокко: величавая парадность форм, предельная насыщенность декоративными деталями, неудержимое стремление к яркости, пышности, мажорности. Зодчий решил дворец как городское сооружение - колоссальный замкнутый объем с внутренним двором и свободными, ни к каким другим строениям не примыкающими фасадами. Главный, обращенный к сторону дворцовой площади, имеет три могучих ризалита. Самый широкий из них, средний, прорезан тремя арочными проемами-выездами, ведущими в огромный парадный двор. Кареты императрицы или ее гостей, миновав часовых, подкатывали к главному подъезду, расположенному в северном корпусе.
Фасады дворца оформлены с присущим Растрелли разнообразием и выдумкой, вся система украшений подчеркивала необыкновенную в те времена высоту здания - оно господствовало над городом. Архитектор зрительно усилил это впечатление, расположив колонны в два яруса точно друг над другом. Венчая дворец, на уровне кровли шла балюстрада с декоративными каменными скульптурами и вазами, продолжающими вертикаль колонн. Первоначальная окраска дворца была розово-желтого цвета, о чем дают представление рисунки XVIII- первой четверти XIX века.
Внутренняя планировка дворца отличалась ясностью и логичностью. В четырех угловых ризалитах здания архитектор поместил главные помещения дворца: парадную лестницу, тронный зал, собор и театр, а между ними, сохраняя анфиладный принцип, все остальные большие и малые залы, жилые комнаты, галереи, кладовые - общим числом, по свидетельству самого автора, более четырехсот шестидесяти.
Парадные интерьеры, расположенные во втором этаже (бельэтаже), были решены в стиле русского барокко середины XVIII века. Для него характерны анфиладное построение парадных покоев, огромные залы, залитые светом, двойные ряды больших окон и зеркал, пышный рокайльный декор, распространенный в то время в Европе. В настоящее время только некоторые интерьеры дворца сохранили декор, напоминающий первоначальное убранство залов Растрелли. Среди них - Парадная лестница, в XVIII веке называвшаяся Посольской.
Восстанавливая лестницу после пожара 1837 года, архитектор В.П. Стасов сохранил грандиозный замысел Растрелли и повторил всю основную композицию почти без изменений. Как и в ХVIII веке высота огромного раззолоченного помещения, пронизанного потоками света, иллюзорно увеличивалась живописным перспективным плафоном. Основанием всей композиции был нижний ярус лестницы, со стенами, покрытыми орнаментом, во втором ярусе на пьедесталах у парных пилястр высились аллегорические статуи, представлявшие Меркурия, Верность, Справедливость, Мудрость, Величие и Изобилие, Правосудие и Музу.
Но вместо легких розовых колонн были воздвигнуты монолитные колонны из серого сердобольского гранита, резные золоченые балясины перил заменили мраморной балюстрадой, во всем помещении стал преобладать белый цвет с золотом. Найденный в кладовых Эрмитажа плафон XVIII века с изображением Олимпа, был включен в композицию потолка. Один из современников восстановления дворца писал, что у Стасова убранство лестницы, "не отступая в формах своих от стиля Растрелли, превосходно облагорожено новым понятием искусства относительно чистоты, рельефа и правильности рисунка".
Сооруженная по проекту по проекту Б.Ф. Растрелли, Большая церковь была одним из самых пышных помещений в Зимнем дворце, в проекте которого не было ничего от культовых традиций. Как и в парадных залах, Растрелли декорировал стены вьющимися прихотливыми орнаментами и порхающими обнаженными "путти". Все было пронизано светской жизнерадостностью и торжественной приподнятостью. Резьба и живопись иконостаса сливались воедино с живописью и лепкой парусов и стен, а плафон на тему "Воскресение Христово" завершал всю композицию. Возрождая церковь после пожара, В.П. Стасов руководствовался немногими сохранившимися старыми рисунками и чертежами, созданный им интерьер свидетельствует о глубоком проникновении в своеобразие стиля барокко. С максимальным приближением к первоначальному облику, но более сдержанно, был воссоздан архитектором интерьер Предцерковного зала.
Погибшие во время пожара интерьеры парадных и личных покоев, театра (Оперного дома), созданные Ж.-Б. М. Валлен-Деламотом, Ю.М. Фельтеном и А. Ринальди, не восстанавливались. Большой Тронный (Георгиевский) зал, созданный Дж. Кваренги в 1787 - 1795 годах, несмотря на свою "вечную" отделку, был уничтожен пламенем разрушительного пожара 1837 года. Авторские чертежи, гравюры и рисунки дают достаточно полное представление об одном из лучших образцов парадного интерьера эпохи русского классицизма. Огромный двусветный зал со сдвоенными колоннами коринфского ордера был необыкновенно эффектен. Стасов полностью сохранил все архитектурные членения и пропорции зала Кваренги, и тем не менее придал интерьеру совершенно иной характер. Вместо полированных розовых колонн появились колонны из белого каррарского мрамора, плитами которого покрыты и стены. епные медальоны во втором ярусе заменены мраморными парными пилястрами, а расписные плафоны с изображениями парящих фигур на фоне безоблачного неба и аллегорических сцен на античные сюжеты - кессонированным потолком с бронзовыми литыми, чеканными, золочеными тягами и орнаментами. Само устройство не деревянного, как обычно, а медного потолка, подвешенного к железным конструкциям, было смелым инженерным решением.
Еще до пожара Тронное место претерпело ряд изменений. Екатерининский трон, созданный по рисунку Кваренги, декорированный грациозно ниспадающими драпировками пунцового бархата, при Павле I был заменен серебряным вызолоченным тронным креслом императрицы Анны Иоановны, исполненным знаменитым лондонским мастером Н. Клаузеном в 1730-х годах. Вместо аллегорических фигур, поддерживающих щит с вензелем Екатерины II, на стене над троном был установлен мраморный барельеф с изображением Георгия Победоносца, который после пожара был воссоздан в Риме по рисунку В.П. Стасова. Строгая и величавая архитектура Георгиевского зала была созвучна торжественности официальных церемоний, которые проходили здесь вплоть до конца царствования династии Романовых.
Созданный Ф.Б.Растрелли Зимний дворец, подлинный шедевр русской архитектуры XVIII века, определил неповторимо прекрасный архитектурный облик дворцового ансамбля на берегу Невы. Каждое царствование становилось новым этапом в жизни парадной царской резиденции. Интерьеры дворца, созданные самыми знаменитыми архитекторами XVIII-XIX веков, отражали смену архитектурных стилей и художественных вкусов разных эпох.